Профессиональная наркологическая помощь при алкоголизме, наркомании, токсикомании, табакокурении, игровой зависимости

Вы здесь

Зависимость от психоактивных веществ у подростков

Зависимость  от психоактивных веществ у подростков. Предпосылки к развитию и профилактика

О патологическом воздействии химической зависимости известно давно, но не смотря на это проблема  химической зависимости  продолжает быть актуальной для всех социальных слоев населения.

Что, такое зависимое поведение?

Зависимое (аддиктивное) поведение - это один из типов отклоняющегося от норм поведения с  желанием и стремлением человека к уходу от реальности путём изменения сознания посредством приёма психоактивных веществ, или постоянным поиском острых ощущений, с целью поддержания интенсивных  эмоций, чтобы «всегда быть на пике». Люди, склонные к зависимому поведению, трудно переносят обыденность, монотонность и однообразие. Обычная жизнь им видится неинтересной, скучной, серой. Они не приемлют того, что считается в обществе нормальным: необходимость заниматься какой либо деятельностью, соблюдать общепринятые нормы и традиции. 

По мнению доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой медицинской и общей психологии Казанского медицинского университета  Менделевича В.Д. - основным мотивом личностей, склонных к употреблению психоактивных веществ, является активное изменение неудовлетворяющего их душевного состояния.

Факторы влияющие на развитие зависимого поведения

1. Влияние близкого окружения.

Находясь в среде наркопотребителей, рано или поздно, личность прибегнет к употреблению наркотиков, т.к. под влиянием среды могут меняться ценности и нормы поведения отдельной личности.

Поэтому очень важно выбирать  близкое окружение, в котором мы находимся, т.к. не человек влияет на среду, а среда влияет на человека.

2. Влияние семьи.

Оно имеет огромное значение в формировании личностной позиции, в том числе и в отношении к психоактивным веществам. Если родители у ребенка выпивают, курят и при этом говорят ребенку, что так делать не хорошо, скорее всего, ребенок будет делать то же самое, т.к. все мы копируем поведение родителей. Это заложено в нас природой для того, чтобы выжить. Поэтому воспитание  в семье должно происходить только личным примером и отношением.

3. Деструктивный тип семьи.

Деструктивная семья – это семья, в которой члены семьи разрознены, часто не учитываются интересы других членов семьи, отсутствует взаимодействие в семейных контактах, имеется хронический супружеский или родительско-детский конфликт. В таких семьях подростку живется не комфортно, семья не является авторитетом и ресурсом для ребенка. Соответственно те нормы и ценности, которые транслируются в семье, обесцениваются из-за нарушенных детско-родительских отношений и не усваиваются подростком.  Подросток находит себе другое социальное окружение, в котором может быть модно употребление ПАВ, или просто не считается, чем-то нехорошим. Таким образом, подросток усваивает нормы и ценности  не своей семьи, а окружения, которое он выбрал и так, как в этом случае авторитет родителей нивелируется, то влияние на поведение подростка становится очень слабым. Подросток в таких семьях предоставлен самому себе.

4. Личностные особенности при формировании зависимого поведения:  

- плохая переносимость однообразности, обыденности, монотонности, наряду с хорошей переносимостью форс-мажорных, кризисных ситуаций;

- комплекс неполноценности;

-  внешнее проявление коммуникабельности, наряду с поверхностностью эмоциональных связей, и манипулятивным поведением;

-  лживость;

- зависимость;

- стремление уходить от ответственности

 

 

Уважаемые родители и гости сайта нашего сайта!

 

Вы можете обратиться по вопросом детско–родительских отношений,

по вопросам воспитания вашего подростка, а также пройти диагностического исследования детско–родительских отношений

в наркологическом кабинете для обслуживания детского населения.

Вас проконсультирует медицинский психолог,  врач психотерапевт-специалист по семейному консультированию и врач  психиатр-нарколог.

 

Телефон наркологического кабинета для обслуживания детского населения:

8 (351) 214 – 02 - 12 (330).

 

 Мед. психолог Т. А. Кашникова