Трезвый взгляд на жизнь
Мы часто читаем или слышим, что надо вести трезвый образ жизни, быть трезвым или любые другие словесные обороты, где используется термин трезвость. Как правило, мы воспринимаем это слово в его первоначальном, прямом значении: трезвость – это воздержание от употребления алкоголя.
Но термин может использоваться более широко, в его переносном значении, это вам любой словарь подскажет. «Трезвый умом», «трезвый по натуре», «трезвый взгляд на вещи». Безусловно, употребление алкоголя исключает наличие трезвого ума, а тем более трезвый взгляд. Но есть тут нечто ещё помимо обязательного условия в виде воздержания от алкоголя, что-то глубинно сущностное, личностное. Поможет нам разобраться в этом вопросе и воспринимать трезвость в полном смысле этого слова главный медицинский психолог Челябинской области Анастасия Васильевна Новохацки.
Кто такой этот человек с трезвым умом и взглядом на жизнь, какими свойствами он обладает?
- Это взрослая личность, психологически имею в виду, или, по-другому, зрелая личность. Трезвый умом - это человек, прежде всего, свободный от импульсивных побуждений, свободный от иллюзорного восприятия мира, свободный от манипуляций и чужого мнения.
Предлагаю раскрыть все три качества зрелой личности более широко. Свободный от импульсивных побуждений – это какой? Что такое вообще импульсивные побуждения?
- Чтобы было проще понять: что есть зрелая личность, пойдём от обратного. Что характерно для незрелой личности? Это такой человек, который идёт на поводу у своих сиюминутных желаний. Захотел что-то и ему надо сразу это получить, действует, не обдумав последствий реализации своего желания, оценки пользы и вреда себе, окружающим. Он не задаёт себе вопрос: зачем ему это надо? Соответственно, зрелый человек – это тот, кто понимает: зачем ему это надо, понимает последствия реализации своих желаний для себя и окружающих, принимает решение обдуманно, осознанно.
Побуждения возникают из потребностей, как сигнал, импульс. Потребностей у человека много самых разных, различной природы – биологические, социальные, духовные. Интересно то, что какие-то потребности могут быть истинно своими, а могут быть навязанными обществом, ближним окружением, традициями, рекламой и пр. Здесь поле для манипуляций. Зрелая личность умеет различать свои потребности от навязанных ему, чуждых его натуре, природе. Он не поддаётся, например, на уловки рекламы, уговоры со стороны. Пример с алкоголем. Употреблять алкоголь – это истинная потребность человека? Нет. Этиловый спирт в необходимом количестве вырабатывается самим организмом. Выпивать за праздничным столом – обязательно? Нет. Это просто традиция, сложившаяся в обществе. Она формирует внутреннюю потребность и побуждает к употреблению. Традиции можно менять, заменять их на более здоровые. В том числе в рамках одной семьи. Зрелая личность – это трезвая личность, умеет радоваться и отдыхать без алкоголя, способная понимать: что стоит за чьими-то уговорами выпить, не боится прослыть «белой вороной». У зрелой личности в отношении алкоголя, как правило, никакого внутреннего импульса не возникает, а если и возникает, то человек над ним имеет власть, а не он над ним. Это и есть свобода.
Человек, свободный от иллюзорного восприятия мира, он какой?
- О, это очень интересно. Наш мозг и сам себя способен обмануть, и может подвергаться обману со стороны окружающей реальности. Если надеть на человека шлем виртуальной реальности, то он умом вроде понимает, что с ним и где он, но! Стоя, например, прочно ногами на твёрдой поверхности, человек будет одновременно ощущать, как земля уходит из-под его ног, каждой клеточкой своего тела проживать падение в бездну, хотя это падение чисто виртуальное. В обыденной жизни такие вещи могут происходить и без шлема. Так называемые когнитивные искажения – ошибки мышления, неправильное восприятие действительности. Они приводят к ложным убеждениям и неверным сознательным установкам. Искажение восприятие мира приводит к искажённому пониманию окружающего мира. Вот возьмём такое распространённое в обществе ложное и довольно опасное убеждение: «Все люди пьют». Оно сформировано механизмом обобщения. Если задать себе вопрос: действительно ли все люди пьют, то окажется, что это далеко не так. Потому когда кто-то, предлагая вам выпить, на ваш отказ реагирует фразой типа: «Брось, все пьют», задайте ему тот же вопрос: «А все ли?». Может и он задумается?
Свободный от иллюзорного восприятия мира – этот тот, кто воспринимает реальность без искажений, имеет убеждения и сознательные установки, позволяющие ему не вредить себе и окружающему миру.
Свободный от манипуляций и чужого мнения – это понятно. Каждый из нас на себе ощущал манипуляции в той или иной степени, эту несвободу. Относительно чужого мнения – то же самое. Кто-то сильно может переживать по этому поводу, для кого-то это очень важно. Что тут можно добавить, предложить?
Относительно чужого мнения. Его всегда следует подвергать критике. Информацию надо разделить на части и с каждой частью поработать. Надо понять, во-первых, что мнения бывают разные, бывают взаимоисключающие друг друга и если на каждое реагировать, то можно сойти с ума. Во-вторых, надо понимать, что мнения высказываются с определённой целью. И эта цель далеко не всегда бывает светлой. Иной раз человек, высказывающий мнение, очень настойчиво хочет «причинить добро», имея на самом деле исключительно свои корыстные мотивы. Каким бы авторитетом человек не обладал, к его мнению следует добавить как минимум ещё одно. Ведь не зря в медицине принято коллегиальное обсуждение историй болезни пациентов, врачебные комиссии. Одна голова хорошо, а две – лучше.
Относительно манипуляций – они повсюду. Бояться их не надо. Хотя они могут быть опасны. Воспитание – это ведь тоже процесс манипулятивный. Воспитать можно разных людей. И опять мы приходим к тому, что и тут важна цель, а именно, кто манипулирует, с какой целью, что он хочет получить в результате манипуляции. Взрослый человек не боится манипуляций и умеет распознавать что стоит за теми или иными манипуляциями в отношении его, во благо это или во вред.
Как стать взрослым, вернее психологически взрослым, с трезвым умом, трезвым взглядом на мир? С чего начать путь взросления?
- Начать проще всего с тренировки саморегуляции. Самостоятельно или с помощью специалиста. Это, например, техники дыхания, гимнастика, физическая культура в целом. Это всё помогает научиться самоконтролю. Когда мы научаемся себя контролировать, то сформировать у себя, например, навык сопротивления социальному давлению проблем никаких не вызывает, как и овладеть любыми другими навыками, которыми обладает психологически зрелый человек. Постепенно придёт понимание, что мир – он нейтральный. Он не плохой и не хороший. Он просто есть. Мир – он такой, какой мы его воспринимаем. А значит всё в наших руках и зависит от нашего выбора. Это и есть трезвый взгляд на жизнь.
Ольга Ивановна Стоева
Зав. каб. профилактики наркологических расстройств
-